Новый спектакль Димитриса Папаиоанну выстроен вокруг идеи рассмотреть человеческую жизнь сквозь призму путешествия за новыми открытиями, исследования скрытых сокровищ, внутренних археологических раскопок смыслов.
ГДЕ: Театр Наций
КОГДА: 14 декабря в 20.00
Новый спектакль Димитриса Папаиоанну выстроен вокруг идеи рассмотреть человеческую жизнь сквозь призму путешествия за новыми открытиями, исследования скрытых сокровищ, внутренних археологических раскопок смыслов. В этом режиссеру помогают 10 перформеров.
На протяжении всего 30-летнего творческого пути Димитрис Папаиоанну стремится создавать на сцене свою вселенную, которую можно описать как фантастический цирк абсурда. Человеческие тела становятся полями битвы, уходят корнями в землю, соединяются в гибридные формы, порождая оптические иллюзии.
Укорененность Папаиоанну в изобразительном искусстве делает его работы визуально мощными. Художник, шутя, жонглирует историческими и арт-аллюзиями, различными средствами выразительности и исполнения, идеями о нашем происхождении.
Димитрис Папаиоанну стремится к предельной визуальной простоте, которая столь не проста в достижении. Его цель – прояснить сакральное, говоря языком обыденности.
«Зрелищная табло виван (tableau vivant – живая картина) Димитриса Папаианноу – это изысканная пища для человеческих чувств. “Великий укротитель” – это словно прием пищи, приносящий удовлетворение; он так же вызывает некую визуальную зависимость от себя» (EL PAÍS).
«У воображения нет границ, и Папаиоанну, похоже, копает и копает, дабы открывать новые творческие просторы и расширить их до бесконечности» (recomana.cat).
«”Великий укротитель” – полуторачасовая цепная реакция из красивых, комических, чувственных, эротических и колдовских образов, которые после окончания спектакля продолжают не отпускать» (cultureelpersbureau.nl).
«Папаиоанну предлагает свой собственный мир, где настоящая поэзия во всей своей красоте и отчужденности управляет многочисленными обертонами и оттенками» (theaterkrant.nl).
«Необъяснимое и неизбежное становится податливым и легким в руках греческого художника. Как и у детей, понятия табу здесь не существует: смерть и тело больше не табу» (racnamagazine.it).
«”Великий укротитель” – это вселенная глазами ребенка. А, может быть, дурака. Или же просто настоящего художника» (racnamagazine.it).
«Двойственная природа человека то и дело дает о себе знать в постановке Димитриса Папаиоанну – например, странным существом, составленным из обнаженных частей трех частично скрытых черными одеждами тел: двое мужчин “подарили” ему по одной ноге, а женщина – торс и голову. Легко преображая своих исполнителей, режиссер вдруг “складывает” сценическую картину в живописную композицию, которая может напомнить то о Рембрандте, то о Магритте. И спектакль, изначально вырастающий из непроговоренных, но остро чувствующихся в нем влияний древней греческой культуры, становится путешествием через европейскую цивилизацию вообще, и вопрос о том, кто же здесь является “великим укротителем”, начинает пугать возможным многообразием ответов на него» («Коммерсант»).
«Новый перформанс Папаиоанну “Великий укротитель” (The Great Tamer), представленный на фестивале, – лаконичное визуально-пластическое панно без текста, где телесные образы и цирковые трюки, иллюзионные и акробатические, вызывают множество индивидуальных ассоциаций и метафор. Наклонная темная плоскость сценического пространства, закрытого фанерными пластинами, напоминает взрыхленную землю – и одновременно кажется поверхностью какой-то другой планеты (это впечатление усиливает появление в одной из сцен космонавта в скафандре). Архаическое и футуристическое, перекличка прошлого и будущего. И в центре этого вечного диалога – человек. Человек, своими корнями врастающий в землю и все время рвущийся из нее (емкая находка с ботинками, длинные корни которых приходится с трудом выдирать из почвы). Нагота персонажей, периодически присутствующая в постановке Папаиоанну, выглядит здесь символом свободы и в то же время – беззащитности. Голый человек на голой земле, родившийся из праха и в прах возвращающийся» («Экран и сцена»).
«Я посмотрел в Амстердаме спектакль Димитриса Папаиоанну “Великий укротитель”, в котором нет ни одного слова и практически нет музыки. Люди там не танцуют, а двигаются. Это современное искусство на территории театра, совершенно уникальный язык. Спектакль рассказывает обо всём, о мироздании, и это лучшее, что я видел за многие годы» (Максим Диденко, режиссер).
Димитрис Папаиоанну, режиссер, художник
Родился в 1964 году в Афинах. Впервые привлек к себе внимание в возрасте 19 лет как художник, автор комиксов и иллюстратор. Окончил Школу изящных искусств. Уже во время учебы выступал не только как хореограф и исполнитель, но также как художник по костюмам, гриму, художник по свету и сценограф.
В 1986 году Димитрис создал театр танца «Эдафос» (Efados Dance Thetare) – площадку для своих оригинальных постановок, в которых сочетались физический театр, экспериментальный танец и пеформативное искусство. Компания «Эдафос» просуществовала 17 лет (до 2002 года) и оставила заметный след в культурной жизни Греции. В 2004 году Папаиоанну получил широкую известность как автор церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Афинах. Первая после Олимпиады работа Папаиоанну – спектакль «2» (2006) – поставил рекорд для греческой столицы по количеству данных представлений и числу проданных билетов (более 100000). Годом позже он был выпущен на DVD. В 2009 году Папаиоанну выступил одним из кураторов Второй Афинской биеннале и представил работу NOWHERE, созданную по заказу Национального театра Греции к открытию отреставрированной главной сцены. Этот спектакль выдержал 79 представлений при аншлагах. В 2010 году был поставлен «К. К.» – концерт с трансляцией видеопроекций на основе 13 стихотворений греческого поэта Константиноса Кавафиса, положенных на музыку композитором Леной Платонос. В 2011 году Папаиоанну создал шестичасовую театрализованную инсталляцию INSIDE. Летом 2012 года режиссер представил на Афинском фестивале спектакль «Первая материя» (PRIMAL MATTER), в котором впервые за последние 10 лет выступил также и в качестве актера. В 2014 году был выпущен спектакль STILL LIFE.
Среди 23 спектаклей Папаиоанну есть и камерные произведения, и массовые зрелища с несколькими тысячами задействованных участников. Его работы были представлены на самых разных площадках: от знаменитого подземного театра-сквота, созданного Димитрисом в Афинах, до древнего театра в Эпидавре, от Олимпийских стадионов до «Театра де ла Виль» в Париже и «Олимпико» в Виченце.
Премьера спектакля «Великий укротитель» (THE GREAT TAMER) состоялась 24 мая 2017 года в культурном центре «Онассиса» (Афины, Греция).
Продолжительность: 1 ч. 40 мин. [без антракта]
Автор идеи, художественное решение и режиссер: Димитрис Папаиоанну
Исполнители: Павлина Андриопулу, Костас Крисафилдис, Гектор Лиатсос, Иоаннис Мичок, Эвангелия Ранду, Калиопи Симоу, Дросос Скотис, Кристос Стринопулос, Йоргос Циантулас, Алекс Ванджелис
Сценография и художественное решение совместно с Тина Тзока
Дизайн костюмов совместно с Аджелос Мендис
Световой дизайн совместно с Эвина Василакопулу
Звуковое решение совместно с Джиоргос Пулиос
Саунд-дизайн: Костас Мичопулос
Музыка: Иоганн Штраус-сын, An der schönen blauen Donau, Op. 314
Музыкальная адаптация: Стефанос Друсиотис
Дизайн скульптур: Нектариос Дионисатос
Роспись костюмов и реквизита: Мария Илиа
Креативный исполнительный продюсер и ассистент режиссера: Тина Папаниколау
Ассистенты режиссера: Стефанос Друсиотис, Павлина Андриопулу
Технический директор: Манолис Витсахакис
Режиссер, ведущий спектакль: Динос Николау
Ассистент звукоинженера: Никос Колиас
Ассистент сценографа, художник-декоратор: Мари Антонопулу
Ассистенты скульптора: Мария Папаиоанну и Константинос Котсис
Помощник продюсера: Тзела Кристопулу
Гастрольный менеджер и международные связи: Джилиан Моммерт
Ассистент исполнительного продюсера: Кали Кавватха
Фото: Julian Mommert
Организатор - культурный центр Онассииса Афины, Греция)
В сотрудничестве с CULTURESCAPES Greece 2017 (Швейцария), Dansens Hus Sweden (Швеция), EdM Productions, Festival d’Avignon (Франция), Fondazione Campania dei Festival – Napoli Teatro Festival (Италия), Les Théâtres de la Ville de Luxembourg (Люксембург), National Performing Arts Center - National Theater & Concert Hall | NPAC-NTCH (Тайвань), Seoul Performing Arts Festival | SPAF (Корея), Theatre de la Ville – Paris / La Villette – Paris (Франция)
Исполнительный продюсер: 2WORKS
Авиа-cпонсор: AEGEAN