Генеральный партнер Генеральный партнер

ПЕРВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ТЕАТРА
OFF-ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ NET

2–21 декабря | Санкт-Петербург

Впервые за 19-летнюю историю OFF-программа фестиваля NET состоится в Санкт-Петербурге, тем самым NET объединит две столицы. Питерская программа будет посвящена феномену «горизонтального театра».

Границы явления, которое мы условно назвали «горизонтальным театром», очертить трудно. Отрицание «вертикальной», иерархической структуры. Интерес к жизни другого. Выход за пределы герметичного художественного произведения, вторжение в реальную жизненную ситуацию, попытки её моделировать и модерировать. Можно сказать, что этика в большей степени роднит эти работы, чем эстетика.

За последние несколько лет в Петербурге один за другим возникли театральные проекты, шагнувшие на территорию «театра социальных изменений», инклюзии, антропологии. Никто специально не поддерживал и не инициировал этот процесс: больше того, его даже в самой северной столице не спешат замечать и фиксировать как нечто специфическое. Тем не менее это очень петербургская история, которая корнями уходит в традицию неофициальной ленинградской культуры, кухонных диалогов, обэриутской бессмыслицы, компрометирующей чопорный пафос города-музея. Основной ценностью «горизонтального» искусства является не авторское высказывание, а возможность спонтанной встречи, запуск цепной реакции стихийного творчества, реализация мечты другого человека.

Борис Павлович, автор идеи фестиваля

 

2 декабря в 19:00

Generations, режиссер Михаил Патласов

Новая сцена Александринского театра

Спектакль с участием актеров старшего поколения, которые реконструируют сюжеты из своей творческой биографии. Современное поколение актеров Александринского театра также задействовано в проекте.

Основная идея – визуализировать преемственность поколений в театральной среде и дать возможность заслуженным мастерам, многие из которых уже не выходят на сцену, поделиться воспоминаниями и профессиональным опытом с молодёжью. Спектакль основан на биографических материалах артистов Александринского театра и документальных записях; в нем активно используются и новые медиа.

 

3 декабря в 18:00

«Театр. На вынос», режиссер Алексей Ершов

Спектакль проходит на улицах Санкт-Петербурга

«Театр. На вынос» – перформативная акция на грани социально-документального театра и стрит-арта, свободно рождающаяся в ландшафтах города здесь и сейчас.

Концепция проекта «Театр. На вынос» очень проста: режиссер каждый раз создает новый спектакль с новым героем – обычным прохожим, которого он встретил на улице города. За время проекта его героями стали люди из совершенно разных социальных слоев. Всего спектакли посмотрели более пятисот человек. Кроме Петербурга, спектакли на вынос играли в Берлине и Сергиевом Посаде.

 

9 декабря в 19:00

«Эффект пинг-понгового шарика», режиссер Лариса Афанасьева

Упсала-цирк

«Эффект пинг-понгового шарика» – история о том, как ни чем не примечательная вещь вроде шарика для пинг-понга внезапно может оказаться центром, вокруг которого вертится весь мир. Или хотя бы мир отдельно взятого спектакля. Эффект пинг-понгового шарика непредсказуем, и это превращает спектакль в большой эксперимент. Начиная следить за движениями шарика, артисты подхватывают ритм, дополняя и усложняя его трюками, акробатикой и жонглированием. Звуки живой и электронной музыки, случайные шумы и голоса соединяются в единое целое, складываясь в уникальную музыкальную партитуру. Так все вместе, такт за тактом, артисты, музыканты и зрители создают особый рисунок спектакля.

Режиссёр Лариса Афанасьева / Режиссёр трюков Ярослав Митрофанов / Композитор Дмитрий Максимачёв / Музыканты Дмитрий Максимачёв и Наталия Назарова

 

6-7 декабря в 13:00-22:00

«НеПРИКАСАЕМЫЕ», режиссер Михаил Патласов

Спектакль проходит в пространстве завода «Севкабель» (ул. Кожевенная линия, д. 40)

Цель проекта – рассказать о людях, которых изменяют стереотипы о «бомжах», исследовать миф, распространившийся в России вокруг проблемы бездомности, и сформировать новый взгляд на нее.

«Спектакль Михаила Патласова – ни на что не похожий социальный проект, одновременно свидетельский, документальный, игровой. И это, может быть, первая в нашем городе попытка исследовать театральными средствами явление бездомности» (Оксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал»).

 

10 декабря в 19:00

«Тридцать шесть драматических ситуаций», режиссер Вера Попова

Небольшой Драматический Театр

Премьера

Спектакль «Тридцать шесть драматических ситуаций» (создан при поддержке Министерства Культуры Российской Федерации, программы «Театр+ Общество», Комитета по культуре Санкт-Петербурга в рамках театрального направления Центра «Антон тут рядом») – это попытка исследования себя и собственных границ, своих отношений с миром, с теми, кто дорог.

Артисты не играют здесь ролей в привычном смысле, а решаются на исповедь и диалог. Иногда с помощью литературного текста, родившегося на основе реплик и разговоров студентов, иногда с помощью писем к родным людям. Все это помогает им разобраться в отношениях с теми, кто рядом, и таким образом лучше понять самих себя.

Драматург Ася Волошина / Режиссёр Вера Попова / Художник Светлана Тужикова

 

12 декабря в 19:00

«Язык птиц», режиссер Борис Павлович

Малая сцена Большого Драматического театра им. Г.А. Товстоногова

«Язык птиц» – спектакль, созданный в рамках проекта «Встреча» Центра «Антон тут рядом», где наравне с профессиональными актерами участвуют люди с расстройством аутистического спектра. В основе постановки – одноименная философская поэма суфийского персидского мыслителя Фарида ад-Дина Аттара, написанная около 1175 года. Древний текст позволяет создателям спектакля говорить о самых важных и в то же время очень простых вещах: любви, одиночестве, радости, растерянности. Образ птиц, отправляющихся в долгое путешествие в поисках самих себя, идеально подходит для описания артистов БДТ и студентов Центра «Антон тут рядом», которые больше года искали свой особый – «птичий» – язык. Это язык тела, взглядов, звуков и тишины, язык, который позволяет всем участникам спектакля говорить на равных, говорить смелее, чем с помощью обычных слов.

 

13 декабря в 19:00

«Зеркало», режиссер Дмитрий Крестьянкин

Социально-Художественный театр

«Зеркало» – спектакль, родившийся в совместном творчестве актеров Социально-Художественного театра и подростков – подопечных приюта «Жизнь» и Центра социальной помощи семьи и детям Центрального района Санкт-Петербурга. Он основан на личных историях воспитанников и поставлен в соавторстве с ними. Причем в процессе репетиций подростки попробовали себя в качестве не только актеров, но и драматургов.

 

14 декабря в 15:00

Открытая репетиция оркестра «Антон тут рядом»

Фойе Александринского театра

В оркестре «Антон тут рядом» на равных существуют и творят как люди с расстройством аутистического спектра, так и сотрудники и волонтеры Центра «Антон тут рядом». Когда-то оркестр начинался с терапевтических занятий музыкой, а со временем вырос в самостоятельный музыкальный коллектив. Исполняет он импровизационную музыку с элементами джаза, рока и электроники – так называемый spiritual free jazz. Руководит коллективом Алексей Плюснин, художественный директор Творчеcкого Союза АПозиция.

 

14 декабря в 19:00

Вечер горизонтальной музыки «Некоторое количество разговоров»

Медиацентр Александринского театра

Программа, состоящая из импровизационных дуэтов артистов, работающих в разных жанрах, техниках и формах. Дуэт в данном случае – это общение собеседников, говорящих на разных языках.

В первой части вечера Владимир Волков (контрабас) и Максим Исаев вместе воспроизведут на сцене текст из спектакля инженерного театра "АХЕ" "Фауст в кубе. 2360 слов". В этой постановке театр «АХЕ»,
кажется, впервые обратился к серьезному литературному материалу. Правда, из старинной легенды о Докторе Фаусте, жаждущем познать природу всех вещей и явлений, драматург Максим Исаев вычленил только самые важные фабульные события.

После перерыва зрителей ждет неофольклор с элементами клоунады и мультимедиА «колыбельНОЯ», где действия и звуки на текст Максима Исаева с участием Насти Денисовой производят Владимир Волков и Павел Семченко.

 

14 декабря в 22:00

Ди-джей сет Ларисы Афанасьевой и Бориса Павловича «Танцы и ремарки» (музыка к непоставленным спектаклям)

Social club

Зрители обычно обращают внимание на то, как много хорошей музыки звучит в спектакле. И только режиссер знает, как много классных треков в него не вошло. Парный ди-джей сет двух очень разных петербургских режиссеров позволит услышать их самые любимые мелодии, которые вряд ли когда-нибудь прозвучат с театральных подмостков.

 

16-17 декабря в 19:00

«Разговоры», режиссер Борис Павлович

Социокультурное пространство «Квартира» (наб. реки Мойки, 40)

Спектакль «Разговоры», который представляет Фонд поддержки арт-инноваций «Альма Матер», основан на диалогах петербургских литераторов ХХ века, в первую очередь ОБЭРИУтов и Леонида Липавского. Литературные диалоги существуют как устойчивый текст и как повод для свободных импровизаций профессиональных актеров и людей с расстройством аутистического спектра (студентов центра «Антон тут рядом»). Феномен диалога носит в Петербурге-Ленинграде особый мифологической характер: разговоры на коммунальной кухне, философские диспуты за чашкой чая, чтения стихов на подоконнике. Предмет исследования режиссера и его соавторов – антропология повседневности и петербургские архетипы.

Пространство «Квартира» и постановка спектакля «Разговоры» – первые этапы на пути создания инклюзивной модели нового типа. На смену попыткам притянуть «особого» человека к условной «норме» приходит необходимость совместно вырабатывать эффективные стратегии поведения. Каждый участник этого процесса открывает в себе ранее скрытые ресурсы эмпатии, креативности, способности ориентироваться в нестандартной ситуации и принимать решения. Кроме того, проект несёт важную символическую и информационную функцию, вовлекая общество в обсуждение вопросов социальной экологии, терпимости, формирования устойчивых связей между различными социальными группами и выводя людей с ментальной инвалидностью из вынужденной изоляции.

 

21 декабря в 19:00

«Не зря», художественный руководитель Борис Павлович, режиссёр и педагог по актёрскому мастерству Дмитрий Крестьянкин

Новая сцена Александринского театра

Показ этапа работы над спектаклем проходит в рамках проекта «Особый театр: театральная лаборатория для слепых и слабовидящих», организованного Петербургским благотворительным фондом культуры и искусства «ПРО АРТЕ» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Проект направлен на социальную и творческую адаптацию инвалидов по зрению через участие в профессиональной инклюзивной театральной лаборатории. Данная работа ведется в сотрудничестве с режиссером и актерами без ограничений по зрению. Основные участники лаборатории – реабилитанты СПбГБУ «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» и молодые выпускники Российского государственного института сценических искусств.